Предмет педагогики — целостный педагогический процесс, направленный на гармоничное развитие личности в условиях её воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Эссе «Педагогика — это наука или искусство»
Уже в это воскресенье, 19 ноября, преподаватели университетов, институтов и академий в третий раз отметят профессиональный праздник: День преподавателя высшей школы. Учрежденный в честь дня рождения первого выдающегося русского ученого и основателя первого в России университета М. Ломоносова, этот праздник напоминает, что именно от педагогического труда зависит во многом будущее страны. В честь этого «ЗН» побеседовала с человеком, который всю свою жизнь посвятил и посвящает этому благородному делу, — Ольгой Петровной Морозовой, единственным доктором педагогических наук в Алтайском госуниверситете, директором Регионального центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, заведующей кафедрой ЮНЕСКО «Инновационное образование в Евро-Азиатском регионе», профессором кафедры социальной психологии и педагогического образования АлтГУ.
Иногда можно услышать, особенно от людей не сильно образованных, что педагогика - не наука. Обосновывают они своё мнение тем, что в педагогике нет, якобы, законов, которые действовали бы объективно, как, например, в физике. Но я, например, считаю, что в природе нет законов, законы - продукт деятельности человека, который наблюдая явления, обнаружил некоторые повторяющиеся факты и сформулировал их. Многие считают педагогику искусством. Но это эмпирика!
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Предметом педагогической науки является воспитание как особая функция человеческого общества. Обучение — процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в хорде которого осуществляется передача трансформация системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение, как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. На рис. Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины.